Герцен Александр Иванович (1812–1870), основной псевдоним Искандер,
русский прозаик, публицист. Родился 25 марта (6 апреля) 1812 в Москве в
семье знатного московского барина И. А. Яковлева и немки Луизы Гааг.
Брак родителей не был официально оформлен, поэтому незаконорожденный ребёнок считался воспитанником своего отца. Этим объясняется и придуманная фамилия — от немецкого слова Herz (сердце).
***… или дай бог, чтоб русские взяли Париж, — пора окончить эту тупую Европу, пора в ней же расчистить место новому миру.
Из письма московским друзьям. 2-8 августа (21-27 июля) 1848 г. Париж.Герцен Александр Иванович***
Детство будущего писателя прошло в доме дяди на Тверском
бульваре (ныне дом 25, в котором располагается Литературный институт
им. А. М. Горького). Хотя с детства Герцен не был обделен вниманием,
положение незаконнорожденного вызывало в нем ощущение сиротства. В
воспоминаниях писатель называл родной дом «странным аббатством», а
единственными удовольствиями детства считал игру с дворовыми
мальчишками, переднюю и девичью.
Детские впечатления от быта
крепостных, по признанию Герцена, вызвали в нем «непреодолимую ненависть
ко всякому рабству и ко всякому произволу».
Устные воспоминания
живых свидетелей войны с Наполеоном, вольнолюбивые стихи Пушкина и
Рылеева, произведения Вольтера и Шиллера — таковы основные вехи развития
души юного Герцена. Восстание 14 декабря 1825 оказалось в этом ряду
самым значимым событием. После казни декабристов Герцен
***Я все время холеры пил самые крепкие
бургонские вина, ел много говядины с перцем и соями, не давал никак себе
долго голодать — и не ел за раз много и был совершенно здоров.
Из письма Т. А. и С. И. Астраковым. 1-2 июля (19-20 июня) 1849 г. Женева.Герцен Александр Иванович***
вместе со своим другом Н.Огаревым поклялись «отомстить казненных».
В
1829 Герцен поступил на физико-математический факультет Московского
университета, где вскоре образовал группу из прогрессивно мыслящих
студентов. Члены этой группы Огарев, Н. Х. Кетчер и др., обсуждали
животрепещущие проблемы современности: Французскую революцию 1830,
Польское восстание 1830–1831, другие события современной истории.
К
этому времени относится увлечение идеями сен-симонизма и попытки
изложения собственного видения общественного устройства. Уже в первых
статьях (О месте человека в природе, 1832, и др.) Герцен показал себя не
только философом, но и блестящим литератором. В очерке Гофман
(1833–1834, опубл. 1836) проявилась типичная манера письма: введение в
публицистические рассуждения яркого образного языка, подтверждение
авторских мыслей сюжетным повествованием.
***Полного счастья нет с тревогой; полное счастье покойно, как море во время летней тишины.Герцен Александр Иванович***
В 1833 Герцен с серебрянной медалью окончил университет.
Работать в Московской экспедиции Кремлевского строения. Служба оставляла
молодому человеку достаточно свободного времени для занятий
творчеством.
Герцен задумал издание журнала, но в июле 1834 был арестован — за то,
что в компании друзей якобы распевал песни, порочащие царскую фамилию. В
ходе допросов Следственная комиссия, не доказав прямой вины Герцена,
сочла все же, что его убеждения представляют опасность для государства.
В
апреле 1835, с обязательством находиться на государственной службе под
присмотром местного начальства, Герцен был выслан сначала в Пермь, потом
в Вятку. Дружил с архитектором А. Л. Витбергом и другими ссыльными,
переписывался со своей двоюродной сестрой Н. А. Захарьиной, впоследствии
ставшей его женой.
***Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть
подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание
врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение.Герцен Александр Иванович***
В 1837 Вятку посетил наследник престола, которого
сопровождал В. А. Жуковский. По ходатайству поэта в конце 1837 Герцена
перевели во Владимир, где он служил в канцелярии губернатора. Из
Владимира Герцен тайно ездил в Москву к невесте, и в мае они
повенчались. С 1839 по 1850 в семье Герцена родилось четверо детей.
В
июле 1839 с Герцена сняли полицейский надзор, он получил возможность
посещать Москву и Петербург, где был принят в круг В. Г. Белинского, Т.
Н. Грановского, И. И. Панаева и др. В 1840 было перлюстрировано письмо
Герцена, в котором он писал о «душегубстве» петербургского будочника.
Рагневанный
Николай I приказал выслать Герцена «за распространение неосновательных
слухов» в Новгород без права въезда в столицы. Только в июле 1842, выйдя
в отставку в чине надворного советника,
после ходатайства друзей, Герцен вернулся в Москву. Приступил к
напряженной работе над циклом статей о соединении науки и философии с
реальной жизнью под общим названием Дилетантизм в науке (1843).
***Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты.Герцен Александр Иванович***
После нескольких неудачных попыток обращения к
художественной прозе Герцен написал роман Кто виноват? (1847), повести
Доктор Крупов (1847) и Сорока-воровка (1848), в которых своей главной
целью считал обличение русского рабства.
В отзывах критиков на эти
произведения прослеживалась общая тенденция, которую точнее всех
определил Белинский: «…главная сила его не в творчестве, не в
художественности, а в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и
развитой».
В 1847 Герцен с семьей покинул Россию и начал свое
многолетнее путешествие по Европе. Наблюдая жизнь западных стран,
перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями
(Письма из Франции и Италии, 1847–1852; С того берега, 1847–1850, и
др.).
***Шутить с мечтой опасно: разбитая мечта может
составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь или
из безумного воодушевления принести её в жертву.Герцен Александр Иванович***
В 1850–1852 прошла череда личных драм Герцена: измена жены,
гибель в кораблекрушении матери и младшего сына, смерть жены от родов. В
1852 Герцен поселился в Лондоне. К этому времени его воспринимали как
первую фигуру русской эмиграции.
Совместно с Огаревым стал издавать революционные издания — альманах
«Полярная звезда» (1855–1868) и газету «Колокол» (1857–1867), влияние
которых на революционное движение в России было огромным. Несмотря на
множество статей, опубликованных писателем в «Полярной звезде» и
«Колоколе» и вышедших отдельными изданиями, главным его созданием
эмигрантских лет является Былое и думы (опубл. 1855–1919).
Былое и
думы по жанру — синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов,
автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор
называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались там-сям
остановленные мысли из дум».
***Человек серьёзно делает что-нибудь только тогда, когда он делает для себя.Герцен Александр Иванович***
Первые пять частей описывают жизнь Герцена с детства и до
событий 1850–1852, когда автора постигли тяжелые душевные испытания,
связанные с крушением семьи. Шестая часть, как продолжение первых пяти,
посвящена жизни в Англии. Седьмая и восьмая части, еще более свободные
по хронологии и тематике, отражают жизнь и мысли автора в 1860-е годы.
Вначале
Герцен собирался написать о трагических событиях своей личной жизни. Но
«все старое, полузабытое, воскресало», и архитектура замысла постепенно
расширялась. В целом работа над книгой длилась около пятнадцати лет, и
хронология повествования не всегда совпадала с хронологией написания.
В
1865 Герцен покинул Англию и отправился в длительное путешествие по
Европе, стремясь развеяться после очередной семейной драмы (умерли от
дифтерита трехлетние близнецы, новая жена не нашла понимания у старших детей).
***Все религии основывают нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.Герцен Александр Иванович***
В это время Герцен отдалился от революционеров, в
особенности от русских радикалов. Споря с Бакуниным, призывавшим к
разрушению государства, он писал: «Нельзя людей освобождать в наружной
жизни больше, чем они освобождены внутри». Эти слова воспринимаются как
духовное завещание Герцена.
Как и большинство российских
западников-радикалов, Герцен прошел в своем духовном развитии через
период глубокого увлечения гегельянством. Влияние Гегеля отчетливо
прослеживается в цикле статей Дилетантизм в науке (1842–1843). Их пафос —
в утверждении и интерпретации гегелевской диалектики как инструмента
познания и революционного преобразования мира («алгебры революции»).
Герцен
сурово осуждал отвлеченный идеализм в философии и науке за оторванность
от реальной жизни, за «априоризм» и «спиритизм». Будущее развитие
человечества, по его убеждению, должно привести к «снятию»
антагонистических противоречий в обществе, формированию
философско-научного знания, неразрывно связанного с действительностью.
***Есть эгоизм узкий, животный, грязный, так, как есть любовь грязная, животная, узкая.Герцен Александр Иванович***
Более того, итогом развития окажется слияние духа и
материи. В историческом процессе познания действительности сформируется
«всеобщий разум, освобожденный от личности».
Дальнейшее развитие эти идеи получили в главном философском сочинении
Герцена — Письмах об изучении природы (1845–1846). Продолжая критику
философского идеализма, Герцен определял природу как «родословную мышления», а в идее чистого бытия видел всего лишь иллюзию.
Природа
для материалистически настроенного мыслителя — вечно живое, «бродящее
вещество», первичное по отношению к диалектике познания. В Письмах
Герцен, вполне в духе гегельянства, обосновывал последовательный
историоцентризм: «ни человечества, ни природы нельзя понять мимо
исторического бытия», а в понимании смысла истории придерживался
принципов исторического детерминизма.
***Четырнадцатое декабря 1825 было следствием
дела, прерванного двадцать первого января 1725 года. Пушки Николая были
равно обращены против возмущения и против статуи; жаль, что картечь не
расстреляла медного Петра…
(«Былое и думы», части 4-5)Герцен Александр Иванович***
Однако в размышлениях позднего Герцена прежний прогрессизм уступает место гораздо более пессимистическим и критическим оценкам.
В
первую очередь это относится к его анализу процесса формирования в
обществе нового типа массового сознания, исключительно потребительского,
основанного на вполне материалистическом индивидуализме (эгоизме).
Такой
процесс, по Герцену, ведет к тотальному омассовлению общественной жизни
и соответственно к ее своеобразной энтропии («поворот всей европейской
жизни в пользу тишины и кристаллизации»), к утрате индивидуального и
личностного своеобразия.
«Личности стирались, родовой типизм
сглаживал все резко индивидуальное и беспокойное» (Концы и начала,
1863). Разочарование в европейском прогрессе, по признанию Герцена,
привело его «на край нравственной гибели», от которой спасла лишь «вера в
Россию».
Герцен надеялся на возможность установления
социалистических отношений в России (хотя и испытывал немалые сомнения в
прежних революционных путях, о чем писал в статье К старому товарищу,
1869). Перспективы развития социализма Герцен связывал прежде всего с
крестьянской общиной.
Умер Герцен в Париже 9 (21) января 1870.