Добролюбов Николай Александрович (1836–1861), русский критик,
публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье
священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в городе
человеком, членом консистории. Добролюбов, старший из восьми детей,
получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста.
Огромная
домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В 1847
Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в
1848 — в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был первым
учеником и, кроме необходимых для учебы книг, «читал все, что попадалось
под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, —
всего больше романы».
***Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.Добролюбов Николай Александрович***
Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов, записывая в
него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849–1853
несколько тысяч названий. Добролюбов вел также дневники, писал Заметки,
Воспоминания, стихи («В свете все живут обманом…, 1849, и др.), прозу
(Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в
драматургии.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал
рукописный журнал «Ахинея», в котором в 1850 поместил две статьи о
стихах Лебедева. Собственные стихи посылал в журналы «Москвитянин» и
«Сын отечества» (не были опубликованы).
Добролюбов писал также
статьи для газеты «Нижегородские губернские ведомости», собирал местный
фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т. п.),
составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.
***Любовь - физиологическое влечение полов друг к другу.Добролюбов Николай Александрович***
В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода
учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург
он сдал экзамены в Главный педагогический институт на
историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного
звания.
В годы учебы в институте Добролюбов изучал фольклор,
написал Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г. Буслаева
(1854), О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в
выражениях и оборотах (1854) и др. работы.
В 1854 Добролюбов
пережил духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья»
себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти
одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного
подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853–1856.
***Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям.Добролюбов Николай Александрович***
Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями
институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно
настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших
нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором
Добролюбов обличал царя как «державного барина» (На 50-летний юбилей его
превосходительства Ник. Ив. Греча, 1854), был посажен в карцер.
Через год Добролюбов направил Гречу вольнолюбивое стихотворение 18
февраля 1855 года, которое адресат переслал в III-е отделение. В
стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина (1855) Добролюбов призывал к
тому, чтобы «раб… топор на деспота поднял».
В 1855 Добролюбов
начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи
и заметки революционного содержания — Тайные общества в России
1817–1825, Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и др. В
том же году познакомился с Н. Г. Чернышевским, в котором его потрясло
наличие «ума, строго-последовательного, проникнутого любовью к истине».
Чернышевский
привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале «Современник».
Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и
др.). В привлекшей общественное внимание статье Собеседник любителей
российского слова (1856) обличал «темные явления» самодержавия.
В
«Современнике» появились статьи Добролюбова Несколько слов о воспитании
по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова (1857), Сочинения гр. В. А.
Соллогуба (1857) и др. В 1857 по предложению Чернышевского и Некрасова
Добролюбов возглавил отдел критики «Современника».
В 1857
Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен
золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн.
Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м
кадетском корпусе.
Продолжал активно работать в «Современнике»:
только в 1858 им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ
Делец и несколько стихотворений. В статье О степени участия народности в
развитии русской литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской
литературе с социальной точки зрения.
К концу 1858 Добролюбов уже
играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и
современных заметок «Современника», оказывал влияние на выбор
художественных произведений для публикации. Его
революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные
мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное
царство (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.
В
своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор
романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с
«Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А. Н.
Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от
«внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на
многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова
был очевиден.
Добролюбов писал и для «Свистка» — сатирического
приложения к «Современнику». Работал в жанрах стихотворной пародии,
сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами «барда»
Конрада Лилиеншвагера, «австрийского поэта-шовиниста» Якова Хама, «юного
дарования» Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась
болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии,
Италии, Франции.
Политическая ситуация в Западной Европе, встречи с
известными деятелями революционного движения (З.Сераковский и др.)
отразились в статьях Непостижимая странность (1860) и др., в которых
Добролюбов усомнился в возможности «мгновенного, чудесного исчезновения
всего векового зла» и призвал внимательнее присматриваться к тому, что
подсказывает сама жизнь для выхода из несправедливого социального
устройства.
Несчастливая любовь к итальянке И.Фиокки вызвала к
жизни стихи 1861 Еще работы в жизни много…, Нет, мне не мил и он, наш
север величавый… и др.
В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В
сентябре 1861 в «Современнике» была опубликована его последняя статья
Забитые люди, посвященная творчеству Ф. М. Достоевского. В последние дни
жизни Добролюбова ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и
другие единомышленники. Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал
мужественное стихотворение Пускай умру — печали мало…
Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861.