Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872 года в семье
доктора. В возрасте семи лет был отправлен в Англию для получения
образования. Учился сначала в школе Св. Павла в Лондоне, а затем в
Кембридже, изучая греческий, латынь, классическую и современную западную
литературу. С ранних лет проявлял незаурядные способности к
стихосложению. К двадцати годам владел семью европейскими языками. На родину вернулся в 1893 г.
В период с 1893 по 1907 г. занимает разные должности в штате Барода и в Бенгалии - преподает французскую и английскую
литературу в университете штата Барода, занимает должность проректора
этого университета, а в 1906 г. переезжает в Калькутту и становится
ректором Национального Колледжа. В то же время Шри Ауробиндо
разворачивает активную борьбу за освобождение Индии от британского
владычества, которая не ограничивалась "публичной пропагандой,
направленной на обращение всей нации к идеалу независимости, казавшемуся
тогда большинству индийцев неосуществимым и нереальным, утопией и чуть
ли не безумием", но включала в себя и подготовку вооруженного восстания.
В этот же период он начинает изучение индийских языков (санскрит,
маратхи, гуджарати и бенгали) и священных индийских текстов. В 1904 г.
Шри Ауробиндо впервые обращается к йоге - не ради ухода от мира, но как к
средству эффективного действия в мире: "Во мне был агностик, во мне был
атеист, во мне был скептик и я не был абсолютно уверен, существует ли
Бог вообще... Я чувствовал, что в этой йоге должна заключаться
могущественная истина... Когда я обратился к йоге, ... вот с какой
молитвой, обращенной к Нему, я сделал это: "Если Ты существуешь, Ты
знаешь мое сердце. Ты знаешь, что я не прошу Мукти, я не прошу ничего, о
чем просят другие. Я прошу только дать мне силу поднять эту нацию и
позволить мне жить и работать для народа, который я люблю..."
***В человеке есть две союзные силы: знание и мудрость. Знание - это
та часть искаженной средой истины, до которой ощупью добирается разум;
мудрость - то, что прозревает в духе око божественного видения.Ауробиндо Шри***
В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в
организации покушения на одного из чиновников британского колониального
правительства и заключен в алипорскую тюрьму, где провел целый год. Этот
год одиночного заключения стал для него периодом интенсивной йогической
практики: каждый день перед глазами Шри Ауробиндо разворачивался новый
духовный опыт, приведший его к осознанию своей миссии: не освобождение
одной страны, но духовное освобождение всего человечества. Шри Ауробиндо
пережил глубокую внутреннюю трансформацию, изменившую внешнее
направление его жизни: выйдя на свободу (суд признал его невиновным),
он, повинуясь внутреннему голосу, уезжает в Пондичерри (городок на юге
Индии, находившийся на территории французских колониальных владений),
оставляет политическую деятельность и полностью посвящает себя
йогическим поискам. За ним последовали и его друзья и соратники, которые
впоследствии стали его учениками в йоге - так создавалось ядро будущего
Ашрама Шри Ауробиндо.
В период с 1914 по 1920 г. Шри Ауробиндо
пишет свои самые известные труды - "Божественная жизнь", "Синтез Йоги",
"Тайна Веды", "Человеческий цикл", "Идеал человеческого единства", "Эссе
о Гите" и др. для философского обозрения "Арья".
В 1914 г.
произошло знакомство Шри Ауробиндо с Миррой Ришар, которой впоследствии
он дал имя "Мать". Она станет сотрудницей Шри Ауробиндо и
продолжательницей его дела. 24 апреля 1920 г. Мать приезжает в Пондишери
и остается там навсегда. Помимо работы на оккультных планах - йоги,
которую она осуществляла вместе с Шри Ауробиндо, - она взяла на себя
воспитание, образование и духовное водительство учеников (их число
постоянно росло), а после того, как Шри Ауробиндо ушел в уединение, -
все заботы об Ашраме.
***Вдохновение - это тонкий ручеек света, проистекающий из знания
беспредельного и вечного; оно в большей степени превосходит рассудок, чем
сам рассудок превосходит чувственное знание.Ауробиндо Шри***
24 ноября 1926 г. Шри Ауробиндо пережил необыкновенный
духовный опыт, который сам он назвал позже "нисхождением Кришны в
физическое". С этого дня он уединился в своей комнате,
прекратил все контакты с учениками и полностью посвятил себя йоге. На
вопросы учеников он отвечал в письмах (из них впоследствии были
составлены три тома "Писем о Йоге"). Если на ранних этапах своей йоги
Шри Ауробиндо вел дневники, из которых можно получить представление о
ходе его садханы, то о последнем периоде его работы фактически ничего
неизвестно. Возможно, единственным письменным "свидетельством" и
отображением глобального видения Шри Ауробиндо является его поэтический
эпос "Савитри", над которым он работал до последних дней всю свою жизнь.
5 декабря 1950 г. Шри Ауробиндо ушел из земной жизни.
Его труды
насчитывают более 30 томов. Согласно Шри Ауробиндо, мировая эволюция
есть постепенное самопроявление Божественного, неявно пребывающего в
Природе. Восходя от камня к растению, от растения к животному и от
животного к человеку, эволюция этим не завершается: ее цель - создание
более совершенного, "супраментального" существа, которое будет
превосходить человека гораздо больше, чем тот превосходит животное.
Человек есть переходное ментальное существо, чье призвание - достижение
более высокого - супраментального - уровня сознания, которое
трансформирует всю его природу вплоть до физического, клеточного уровня.
Жизнь Шри Ауробиндо была посвящена практической реализации этого нового
супраментального принципа в себе и в мире.